Глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ; объединяет главных участников авиарынка России) Евгений Чибирев попросил министра транспорта Максима Соколова отдать авиакомпаниям советы, как выполнить новейшие требования авиавластей ЕС к грузовым перевозчикам, вступающие в силу через год. Как говорится в письме государя Чибирева от 25 июля (копия есть у «Ъ»), с 1 июля 2014 года выгружать грузы в ЕС сумеют только компании, получившие статус авиаперевозчика из третьих государств. А для получения такового статуса перевозчикам нужно согласовать с властями государств ЕС програмку авиабезопасности, которая обязана детально обрисовывать инфраструктуру аэропортов вылета в Европу: схемы офисных спостроек, размещение пт досмотра грузов, также системы охраны, видеонаблюдения и сигнализации.
Грузоперевозчики пояснили «Ъ», что аэропорты не должны предоставлять им эту информацию, тем паче для передачи за предел. Не считая того, платить за аудит аэропортов (в том числе нероссийских) должны сами авиакомпании. По оценкам Интернациональной ассоциации воздушного транспорта (IATA), приведенным в презентации к майской конференции (копия есть у «Ъ»), аудит аэропорта стоит от €18 млн до €60 млн. В IATA «Ъ» заверили, что изо всех сил помогают всем, кого затрагивают требования, и для этого проводят практические семинары.
Власти ЕС решили ужесточить авиационное законодательство в 2010 году опосля ряда инцидентов, когда в посылках из Йемена, перевозимых в США, была найдена взрывчатка. В итоге в августе 2011 года был одобрен новейший регламент. По мнению АЭВТ, новейшие правила осложнят деятельность всем перевозчикам - как спец, так и тем, кто посылает грузы в багажных отсеках пассажирских самолетов.
Представитель группы «Волга-Днепр» (наикрупнейший российский грузовой авиаперевозчик) произнес «Ъ», что не лицезреет необходимости в доп аудите, так как «все авиакомпании и аэропорты часто проходят проверки стандартов авиационной безопасности». В «Аэрофлоте» «Ъ» сказали, что у компании есть еще время для получения статуса перевозчика из третьих государств по новеньким правилам, не прокомментировав свое отношение к требованиям ЕС. В «Трансаэро» и авиакомпании «Полет» не смогли откомментировать новейший регламент.
Новейшие требования могут затронуть и европейских перевозчиков. Они не сумеют выгружать грузы в ЕС, ежели пт отправления является аэропорт, не прошедший аудит. В Lufthansa Cargo «Ъ» заверили, что «к июлю 2014 года все страны, в том числе Россия, успеют получить нужное одобрение», не объяснив, вообщем, как и за счет кого это произойдет.
В Домодедово (грузопоток в 2012 году составил 197 тыс. тонн) произнесли, что его администрация знает о новеньком регламенте, но «не считает правильным» комментировать инициативы ЕС. В то же время в аэропорту заверили, что доп аудит не составит для него трудности. Готовность к проверкам выразили и во Внуково (грузопоток составляет 44 тыс. тонн). В Шереметьево на запрос «Ъ» не ответили. Зато в новосибирском Толмачево (28 тыс. тонн грузов в 2012 году) к доп проверкам отнеслись очень негативно. Гендиректор аэропорта Евгений Янкилевич именовал требования ЕС «попыткой ущемить права российских авиакомпаний и сделать в России препятствия на рынке грузоперевозок». По мнению топ-менеджера, «решение вопросца - прерогатива правительства». В Минтрансе не смогли откомментировать ситуацию.
Основной редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий считает, что унификация стандартов сохранности объяснима: они должны быть понятны и прозрачны для ЕС. Но вводимые меры могут очевидно понизить транзитный потенциал России. По мнению профессионала, перевозчики, которым не требуется получения определенного статуса, будут выбирать маршруты в обход не прошедших аудит аэропортов.
Елизавета Ъ-Кузнецова