Дела России и Грузии: 5 лет опосля войны

В конце августа 2008 года Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независящих стран. Второго сентября Грузия порвала дипломатические дела с Россией.

Год спустя Интернациональная комиссия ЕС по расследованию событий войны на Южном Кавказе в августе 2008 года постановила, что войну начала Грузия, но этому предшествовали «многомесячные вызывающие действия» со стороны России. В том, что военные деяния спровоцировала Россия, заявляли и в Муниципальном департаменте США.

Современное положение дел в беседе с корреспондентом Грузинской службы «Голоса Америки» Анной Каландадзе обсудил прошлый посол США в Грузии Вильям Кортни.

Анна Каландадзе: Как вы оцениваете грузино-российские дела через 5 лет опосля войны? Что конкретно поменялось, в особенности на данный момент, когда новое правительство обещает некие конфигурации? И что осталось по-прежнему?

Вильям Кортни: Я думаю, что дела стали лучше по двум причинам. Во-1-х, и грузины, и россияне сообразили, что у их много культурных и личных связей, у их есть общие экономические интересы. Желание вести торговлю исходит от обеих сторон. Во-2-х, новое правительство Иванишвили заняло новейшую позицию по отношению к России - наиболее позитивную. Оба эти фактора разъясняют улучшение в отношениях.

- Даже с учетом того, что угроза военного конфликта не так велика, часто, обитателей приграничных грузинских сел рядом с Южной Осетией похищают. А в Абхазии Россия продолжает увеличивать военную инфраструктуру. В этом контексте, что должны сделать США и остальные западные страны для предотвращения злости и страданий людей?

- Чтоб заняться вопросцами похищений, самое принципиальное, это убедиться в обстоятельствах похищений, чтоб международные наблюдатели могли посодействовать в нахождении данной инфы. Это даст вопросцу больше значимости как для людей на Западе, так и для России и Грузии. Я считаю, что в этом вопросце роль интернациональных наблюдателей чрезвычайно принципиальна. Что касается военной ситуации, я полагаю, что вторжение России в 2008 году произвело на Запад довольно мощное в психическом и политическом отношении воспоминание.

[…] Думаю, что положение не слабенькое. Опаски в том, что политика в России за крайние год-полтора стала наиболее националистической. Это вызывает опаски. Я думаю, что наилучшее, что в состоянии сделать Запад, это главы западных стран могут больше и впрямую говорить о собственных опасениях, о неких внутренних российских законах, которые не являются демократическими, также выразить свою поддержку независящей Грузии.

- В 2008 году, сходу опосля войны, вы говорили, что эффективной политикой Запада было бы принятие Грузии в НАТО. Какие трудности в ближнем будущем ждут Грузию для вступлении в НАТО?

- Существует несколько причин, которые осложняют присоединение Грузии к НАТО. Во-1-х, члены Альянса не планируют принимать в НАТО Украину и Грузию прямо на данный момент. И это, на мой взор, значимый фактор. У населения Украины нет одного представления по поводу того, стоит стране присоединяться к Альянсу. Что касается Грузии, большая часть обитателей заинтересованы во вступлении в НАТО, но в связи с тем, как вела себя Грузия во время войны 2008 года, есть еще опаски по поводу того, что страна может действовать не самым желаемым образом и, тем, случаем втянуть НАТО в ненужный военный конфликт.

Это, я полагаю, настраивает членов НАТО против принятия Грузии. Но это на данный момент уже не настолько принципиально, так как мир больше убеждается в том, что Грузия стала зрелым государством, которое навряд ли вдруг окажется вовлеченным в войну либо, по последней мере, навряд ли дозволит провокациям со стороны России вовлечь себя в войну, которая противоречит его интересам. Иной фактор заключается в том, что доходы Грузии на душу населения довольно невелики и составляют в два раза меньше, чем у беднейших членов НАТО. Так что Грузии на данный момент нужно провести суровую экономическую реформу, чтоб укрепить свои позиции.

Члены НАТО вносят вклад в благосостояние альянса, а для этого им нужен определенный экономический потенциал. Грузия внесла значимый вклад своим ролью в афганской кампании, а ранее в иракской. Но на данный момент упор ставится на то, что Грузии нужно развивать свою экономику, чтоб в дальнейшем сделать собственный вклад еще более.

- На данный момент ведется подготовка к Олимпиаде-2014 в Сочи. Как вы считаете, это еще более осложнит ситуацию, либо Грузия, приняв решение выслать свою сборную в Сочи, будет содействовать обеспечению сохранности в регионе, и тем снизится риск возобновления конфликтов?

- Что ж, это чрезвычайно принципиально, что Грузия будет принимать роль в Олимпиаде в Сочи. Бойкот Олимпиады - это неподобающее действие со стороны хоть какого страны. В США некие люди призывают бойкотировать Олимпиаду в Сочи из-за антидемократических действий российского правительства. Но таковой бойкот по сути не имеет смысла, так как не решает никаких заморочек в области политики либо сохранности. Так что в интересах Грузии, чтоб Олимпийские Игры прошли гладко, без каких-то отвлекающих причин, связанных с Грузией.

- И крайний вопросец. Какие назревающие тенденции вы наблюдаете в преддверии президентских выборов? Вроде бы вы охарактеризовали усилия Грузии по предстоящей демократизации в течение крайних 10 месяцев? Что ожидает страну в дальнейшем?

- Я недостаточно знаком с сегодняшней ситуацией в Грузии, чтоб отдать точную оценку, но я полагаю, можно огласить, что на Западе есть некие заблуждения относительно фурроров Грузии на пути к демократизации, также шагов, которые рассматриваются как плохие. С одной стороны, есть воспоминание, что власти преследуют служащих прошлой администрации.

Для Запада очень принципиально осознать, вправду ли это является преследованием, и убедиться в том, что процесс прозрачен и открыт для грузинского народа и для интернационального общества. И, ежели это будет так, принципиально также, чтоб в дальнейшем в Грузии была вольная конкурентнсть меж политическими партиями. Сменяемость власти - неотъемлемая черта демократии, и то, что в Грузии длительное время была только одна большая политическая партия, не является плюсом.

Потому возникновение коалиции, бросившей вызов данной нам партии, является неплохим знаком. Но принципиально также, чтоб «Единое государственной движение» оставалось мощной политической партией, способной противостоять «Грузинской мечте». Политическая конкурентнсть в рамках закона нужна для демократического развития, и мы надеемся, что она будет длиться в Грузии.




Октябрь
Пн   4 11 18 25  
Вт   5 12 19 26  
Ср   6 13 20 27  
Чт   7 14 21 28  
Пт 1 8 15 22 29  
Сб 2 9 16 23 30  
Вс 3 10 17 24 31  


Экс-менеджеры Нацбанка подали в трибунал на ведомство Марченко